Приоритетом для проекта Северокавказского туристического кластера должны стать транспортная логистика и ценовая политика, убежден полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин. «Задача курортов Северного Кавказа — создать необходимые условия, и самые тяжелые государственные расходы взять на себя: канатную дорогу, электроэнергию, транспорт, логистику, канализацию, газификацию», — заявил он на четвертой конференции Общественного совета Северо-Кавказского федерального округа, прошедшей 19 января в Карачаево-Черкессии.
Хлопонин отметил, что транспортная инфраструктура в регионе уже стала значительно лучше. Если еще два года назад рейсы в аэропорт Минеральных Вод выполнял только один перевозчик, то сейчас их количество значительно расширилось; соответственно, упали и цены на билеты. Однако программа развития транспортной инфраструктуры этим не ограничивается: большое внимание будет уделено развитию малой авиации, что позволит туристам без проблем добираться до любой точки СКФО. «Мы будем добиваться того, чтобы дешевле было добраться на курорт общественным транспортом, чем в собственной машине ехать в горы из Москвы», — рассказал полпред в интервью корреспонденту «МК-Кавказ».
По оценке специалистов ОАО «Курорты Северного Кавказа», прогнозируемый рост туристического потока на курорты юга России (ожидается, что к 2018 году он достигнет 40 тыс. человек в сутки) потребует строительства четырех новых и реконструкции шести действующих аэропортов в регионе. С учетом современных технических требований будут модернизированы аэропорты в Краснодаре, Майкопе, Махачкале и Минеральных Водах. Новые аэродромы, в том числе для малой авиации, появятся в Матласе, Мамисоне и станице Зеленчукская. Еще один аэропорт планируется построить в дагестанском Дербенте: он будет принимать туристов, приезжающих отдыхать на курорты Каспийского прибрежного кластера.
А. Хлопонин считает, что не меньшее внимание следует уделить ценовой политике. Он убежден, что подавляющему большинству отдыхающих не интересны пятизвездочные гостиницы, которые хотят строить инвесторов: туристы приезжают на горнолыжный курорт не для того, чтобы расслабляться в джакузи у себя в номере, а чтобы только переночевать. «Остальное время люди проводят на лыжных трассах, вместо дорогих ресторанов питаются в небольших кафе, общаются в молодежных клубах», — пояснил он. И задача по развитию такой инфраструктуры, по словам полпреда, уже поставлена.
О том, что отдых на курортах Северокавказского туристического кластера должен быть доступен туристам со средним уровнем дохода, ранее заявлял председатель Совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа», сенатор Ахмед Билалов. По его оценке, общая стоимость горнолыжного отдыха на Архызе, Мамисоне, Лагонаки, Эльбрус-Безенги или Матласе для семьи из трех человек не должна превышать $2–3 тыс. за 7–10-дневный отпуск. «Привлекать туристов мы собираемся, естественно, ценой, которая, мы считаем, должна быть на уровне $20 за скипасс и $100 в сутки за гостиницу 4 звезды», — отметил он в онлайн-интервью «Газете.ру».