В прошлом году международная туристическая отрасль перешагнула две психологически важные отметки: 1 млрд туристических прибытий и 1 трлн долл. экспортных поступлений. На долю России приходится всего лишь 1% от общемировых туристических доходов и 2,5 млн прибытий.
Такая ситуация не может устраивать ни руководство страны, ни представителей туристического бизнеса, ведь Россия — страна с богатой культурой, историей и великолепной природой. Наша страна входит в топ-10 стран — лидеров по количеству объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Нельзя оставлять без внимания низкий уровень развития этого важнейшего сектора экономики, на который в таких государствах, как Испания, Австрия, Великобритания, Франция, приходится десять и более процентов ВВП.
Нынешнее состояние дел объясняется прежде всего неразвитостью логистической и инженерной инфраструктуры. Путешественнику трудно и дорого добираться до красивейших мест нашей страны, которые могли бы стать центрами туризма — Байкала, Камчатки, регионов Северного Кавказа. А добравшись, он сталкивается, например, с отсутствием электроили водоснабжения.
Дождаться инвестиций в инженерную инфраструктуру курортов от частного капитала — крайне маловероятная перспектива по причине долгой окупаемости. Поэтому на данном этапе становления отрасли это задача государства. Потенциальным инвесторам туристического кластера, который создается на территории семи субъектов Северо-Кавказского федерального округа, а также в Краснодарском крае и Республике Адыгея, предлагается вкладывать деньги в строительство отелей, ресторанов, торговых центров, центров проката спортивного инвентаря и других объектов. Благодаря слаженным действиям государства и частного бизнеса спустя 10 — 15 лет Северный Кавказ имеет все шансы превратиться в крупный мировой центр туризма. Это получилось в мексиканском Канкуне, в турецкой Анталье, получится и у нас.
Не всегда в мировой практике создание туристических зон с особым экономическим режимом проходило гладко: нередко они закрывались из-за ошибок, допущенных еще на этапе разработки концепции. Именно поэтому сегодня мы тщательно прорабатываем финансовую модель каждого курорта и увязываем ее с проработкой технических и экономических деталей.
В числе наших приоритетных задач — помочь резидентам с консультациями и прохождением всех этапов согласований, чтобы они смогли максимально оперативно приступить к строительству. На наш взгляд, существующие процедуры согласований, экспертиз и разрешений, требующихся для реализации инвестиционных проектов, нужно упрощать: они снижают значимость тех льгот, которые предоставляются государством, а также затрудняют процесс получения статуса резидента ОЭЗ.
Хотел бы обратить внимание на то, что помимо предоставления капитала, инфраструктуры и налоговых льгот инвесторы хотят получить от государства подтверждение серьезности его намерений и готовности "не менять коней на переправе", то есть обеспечивать поддержку даже в случае изменения экономической либо политической ситуации. Особенно это актуально для проектов с длительными сроками окупаемости, к которым относится и проект создания туристического кластера на Северном Кавказе.
Также развитие ГЧП сдерживается отсутствием механизмов долгосрочного финансирования. Российские банки не готовы участвовать в длительных проектах (соглашения о ГЧП заключаются обычно более чем на десять лет), поэтому большинство таких проектов реализуется в режиме ручного управления.
Есть еще один крайне важный вопрос — подготовка высококвалифицированных кадров. Подавляющее большинство работников региональной туриндустрии не владеют иностранными языками и простейшими навыками сервиса и культуры, традиционными для индустрии гостеприимства развитых стран. Считаю, что региональным вузам нужно перенимать передовой мировой опыт в области подготовки кадров для туриндустрии. Недавно мы заключили соглашение с Северо-Кавказским федеральным университетом. Вуз будет готовить кадры для будущих курортов почти по ста специальностям.
Надеемся, что применение комплексного подхода к развитию туриндустрии позволит сделать въездной и внутренний туризм весомым источником бюджетных поступлений, а также повысить имидж России как туристической державы.
РБК daily, Авторская колонка генерального директора ОАО "Курорты Северного Кавказа" Сергея Верещагина