Создание туристического кластера на Северном Кавказе поручено государственному ОАО«Курорты Северного Кавказа» (КСК). По словам председателя совета директоров КСК Ахмеда Билалова, инвесторы для этого проекта есть,«продукт востребован, люди хотят работать» и единственное, что сейчас всех беспокоит, — вопрос безопасности. «Это задача государства, и от того, справится ли оно с ней, зависит судьба не только проекта, но и всего региона», — говорит он.
Как стало известно «Ведомостям», предложения по решению этой проблемы руководству КСК уже представила французская компания Thales, на очереди — израильская Elbit Systems. Концепция Thales — «купол безопасности», который должен накрыть территорию кластеров. По словам сотрудника КСК, французы предлагают сделать акценты на создании качественной системы реагирования на различные кризисные ситуации, защите границ охраняемой зоны по периметру от проникновения в нее несанкционированных объектов и предметов (оружие, наркотики, радиоактивные материалы), установить постоянный контроль за уязвимыми инфраструктурными и транспортными объектами. Сложность адаптации французского опыта на Северном Кавказе — в открытости границ с соседними странами, величине самого туристического кластера и необходимости сделать работу системы безопасности абсолютно незаметной для отдыхающих, признают в своей презентации французы. Не ясен и ключевой вопрос — какими силами может быть осуществлен проект«купола». Успех системы — во взаимодействии всех служб: полиции, пожарных, МЧС, военных, гражданских ведомств, спецслужб, — которые будут задействованы в работе с антитеррористической угрозой, поясняет директор по системам безопасности C4I Thales Ян Леви.
По словам гендиректора Thales в России Ивана Макарина, у компании обширный опыт обеспечения безопасности крупных объектов, включая военные территории в Ираке и Афганистане. Сейчас Thales создает систему безопасности Мехико стоимостью $460 млн. Установленная по программе«Безопасный город» Thales в Мехико система из 8000 видеокамер позволила в первый год работы (с 2009 по 2010 г.) задержать 13 000 правонарушителей, сообщала мексиканская газета El Universal.
Подход, предлагаемый Elbit Systems, основан на десятилетиях борьбы с терроризмом в Израиле. По словам консультанта компании и бывшего начальника полиции Иерусалима Мики Леви, системы, которые на каждом из курортов можно развернуть за год-полтора, должны строиться на четырех основных элементах: агентурная и техническая разведка, современные технологии и полицейские силы. В Иерусалиме с 2000 по 2004 г. были 42 попытки терактов с участием смертников, а после возведения стены между Израилем и Палестиной, установки камер (500 шт. на 1 кв. км), применения беспилотных летательных аппаратов, аэростатов и сенсоров с 2004 г. произошел лишь один теракт, говорит Леви. Возводить на Кавказе защитные стены не придется, считает он, всю систему сформируют техника и технологии.
Сотрудник КСК не исключает, что на Северном Кавказе пригодится опыт обеих компаний: например, французы могли бы обеспечивать безопасность непосредственно на горнолыжных объектах, а израильская фирма — на курортах и подъездах к ним. Говорить о стоимости своих проектов представители Thales и Elbit Systems отказываются. Она может составлять несколько сотен миллионов евро, говорит эксперт парижского Агентства экономической и политической информации Арно Калика. Это дорогостоящее мероприятие, признает гендиректор ОАО «Курорты Северного Кавказа»Алексей Невский, нужны оценка и решение на государственном уровне.
Вопросы безопасности в северокавказском туристическом кластере обсуждались на совещании у помощника президента Аркадия Дворковича в феврале после подрыва канатной дороги и расстрела в Приэльбрусье пятерых туристов. Как рассказывает федеральный чиновник, поиск решения проблемы был поручен правоохранительным органам, но в итоге они смогли лишь рассказать о своих проблемах (недостаток бюджета и людей) и понадеяться, что, когда курорты заработают, проблема решится сама собой.
По словам собеседника «Ведомостей», в Кремле и правительстве поддерживают привлечение частных иностранных компаний в том числе и потому, что внедрение их систем безопасности можно реализовать частично за счет средств инвесторов. Но есть вопрос адаптации их систем к российскому законодательству, признает чиновник. Например, предложения израильской компании уже опробованы в ситуации, приближенной к северокавказской, но, вероятно, возникнут проблемы с совместимостью их методов работы в сфере защиты персональных данных, сертификацией технологии защиты информации в ФСБ. Управлять такой системой, включающей в себя многочисленные сенсоры (видеокамеры, радары и, возможно, беспилотники), системы контроля и управления, должны, конечно, российские силовики, говорит сотрудник российской спецслужбы. Он предвидит возражения силовиков против создания такой всеобъемлющей системы, поскольку не исключается утечка чувствительной информации к иностранцам. Получить официальные комментарии у представителей ФСБ и МВД не удалось.
У ОАО «КСК» нет ни полномочий, ни возможностей заниматься решением проблем безопасности, признает Билалов, а у правоохранителей нет на это денег и людей. КСК изучит все варианты и представит администрации президента и правительству комплексную модель, говорит председатель совета директоров компании.
Ведомости
21.07.2011, 133 (2899)