(29.08.2014) ИнвестицииВ проекте «Курортов Северного Кавказа» пришло понимание, что в курортном бизнесе не бывает так, что ты вложил рубль в какую-то одну канатную дорогу, а инвестор сразу вложил рубль в отель. Чтобы стали приходить частные деньги, нужно создать базу, чтобы инвестор видел: курорт набрал критическую массу, которая позволит мне, если я построю гостиницу, точно получить то, ради чего я вхожу в проект. Нельзя, чтобы получилось, что я свою гостиницу построил, а государство свою дорогу и подъемник по каким-то причинам на полпути бросило. Опыт показывает, что параллельного движения с инвесторами не получается, должно быть сначала доминирующее вложение государства.
Полностью заметка с комментарием эксперта доступна здесь
(29.08.2014) Другие курортыСейчас идет переосмысление концепции проекта «Курортов Северного Кавказа». Обозначены будущие курорты, приняты определенные институциональные решения. Но на этом фоне есть четкое понимание, что построить сразу девять курортов мирового уровня физически невозможно. Развитие любого курорта идет постепенно. А Кавказ вообще нуждается в промежутке времени, в течение которого произойдет привыкание людей, появится узнаваемость курортных брендов, сформируется сообщество туристов, которые готовы туда ездить. Поэтому есть понимание, что завтра светлое будущее точно не настанет, индустрия эта так не работает, как бы мы ни пытались пойти своим путем. Кроме того, нельзя одновременно развивать все курорты, потому что они могут начать между собой неэффективно конкурировать. А при правильной организации они должны друг друга дополнять, не будучи братьями—близнецами. Расстояния там даже по европейским масштабам небольшие, и человек может приехать в Кавминводы, получить там какое-то санаторное лечение, а потом за час доехать до Эльбруса и покататься. Нам надо увязать весь спектр этих услуг в пакетные предложения, это станет нашим конкурентным преимуществом. У каждого курорта, помимо человеческого желания и количества денег, есть то, что природа заложила — речь идет о качестве склонов, об их протяженности. Явно не имеет смысла строить горы в горах. В горах пока есть другие задачи, и человечество пока не так богато и технологически грамотно. Поэтому есть курорты, которые имеют потенциал быть международными, есть курорты регионального уровня, а есть вообще локальные — когда приезжают люди из ближайших городов и селений, покататься на выходных два — три дня без какого-то фанатизма. Есть курорты разные, и развивать их надо так, чтобы они дополняли друг друга, а не отбирали друг у друга клиентов. И в первую очередь не отнимали туристов уже существующих площадок Домбая и Эльбруса. Наша задача привести на Кавказ дополнительных туристов, а не отнять их у кого-то. Сами «Курорты Северного Кавказа» уже поняли, что они не есть альтернатива уже существующим. Они приходят не для того, чтобы сказать «всем спасибо, все свободны», а чтобы задать новый стандарт сервиса уже существующим курортам.
Полностью заметка с комментарием эксперта доступна здесь
(16.07.2014) Туристический потенциал Северного КавказаКавказ силен не только своим промышленным потенциалом. Очень важно не потерять вторую часть — уникальную природу, экологическую составляющую, прекрасные бальнеологические источники, которые известны еще с царских времен и сегодня, к счастью, не потеряли своей актуальности и популярности. Есть статистика, что у нас на различные курорты — и внутри страны, и за рубеж — выезжает не более 30% россиян. Поэтому потенциал для туриндустрии еще очень большой. Да, конкуренция есть, и это хорошо. Есть Краснодар, есть Крым сегодня, есть Алтай, есть и Северо-Кавказский федеральный округ и курорты Северного Кавказа плюс Кавминводы, где, подчеркну, сегодня среднегодовая загрузка всех профилакториев и санаториев составляет не менее 80%. По каждому из субъектов проделана большая работа в разрезе курортов, определены особые экономические зоны. Есть потенциальные партнеры, что очень важно. И, самое главное, есть государственные инвестиции, осуществляемые и планируемые к реализации. Ключевая задача, вызов, который стоит перед Министерством — менять имидж Кавказа.
Полностью заметка с комментарием эксперта доступна здесь
(11.07.2014) АрхызКурорты — это очень долгий и естественный процесс становления. С одной стороны, мы должны радоваться достигнутым результатам, с другой — трезво оценивать тот факт, что для полного удовлетворения нам нужно долго работать в одной связке и прежде всего — для становления имиджа курорта «Архыз», для его совершенствования. Но то, что мы видим сегодня, доказывает: мы идем в правильном направлении.
Полностью заметка с комментарием эксперта доступна здесь